Как организовать работу сотрудников с детьми во время карантина

3 лютого 2020
9631
Середній бал: 5 із 5

В течение последней недели января 2020 года в Украине средние и дошкольные учебные заведения массово закрывают на карантин. Как оформить отсутствие на работе работников, имеющих несовершеннолетних детей? Как организовать дистанционную или надомную работу таких работников?

Кому отпуск во время карантина предоставлять обязательно

По уходу за ребенком в возрасте до 14 лет матери или другому лицу, указанному в части 3 статьи 18 Закона Украины «Об отпусках» (далее — Закон об отпусках) в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы на период объявления карантина на соответствующей территории (п. 3-1 ч. 1 ст. 25 Закона об отпусках).

Приказ об отпуске на время карантина ➦ СКАЧАТЬ

Впрочем, есть другие варианты оформления отсутствия родителей малолетних детей во время карантина, а именно, можно оформить:

  • больничный лист, если ребенок заболел в период карантина;
  • ежегодный отпуск, а также дополнительный отпуск работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка-инвалида с детства подгруппы А I группы (ст. 19 Закона об отпусках), если они имеют на них право;
  • отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 15 календарных дней, предоставляется по соглашению сторон (ст. 26 Закона об отпусках).

В то же время в коллективном договоре работодатели за счет собственных средств и в пределах своих полномочий вправе устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством, трудовые и социально-бытовые льготы для работников, в т. ч. другие виды оплачиваемых отпусков (ст. 9-1 КЗоТ и ст . 69 Хозяйственного кодекса Украины).

Установление неполного рабочего времени

Если работник желает работать во время карантина, однако не имеет возможности в течение всего рабочего дня находиться на рабочем месте, то по заявлению ему может быть установлен режим работы на условиях неполного рабочего времени (ст. 56 Кодекса законов о труде Украины; КЗоТ). Причем по просьбе беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, и лиц, воспитывающих малолетних детей без матери, работодатель обязан установить им неполное рабочее время. Для других категорий работников неполное рабочее время устанавливается по соглашению между работником и работодателем.

Приказ о неполной рабочей неделе во время карантина ➦ СКАЧАТЬ

Гибкий режим рабочего времени

На время карантина работнику, по его заявлению, можно установить режим гибкого рабочего времени.

Поскольку вопросы режима работы, продолжительности рабочего времени и отдыха устанавливаются в коллективном договоре, то основанием для установления гибкого режима рабочего времени является статья 13 КЗоТ и статья 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.1993 № 3356-XII.

Методические рекомендации по установлению гибкого режима рабочего времени утверждены приказом Минтруда от 04.10.2006 № 359 (далее — Методические рекомендации № 359).

Методические рекомендации № 359 могут быть использованы предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и хозяйствования, отраслевой принадлежности, с целью более эффективного использования рабочего времени и средств производства. В отдельных отраслях экономики могут быть разработаны методические рекомендации с учетом специфики их функционирования.

Гибкий режим рабочего времени — это такая форма организации труда, при которой для некоторых категорий работников, для работников отдельных предприятий или их структурных подразделений устанавливается режим труда с саморегулированием времени начала, окончания и продолжительности рабочего времени в течение рабочего дня.

Гибкий режим рабочего времени в большинстве случаев предусматривает суммированный учет рабочего времени. В этих условиях обязательным требованием является полная отработка работником установленного законодательством количества рабочих часов в учетном периоде, который принят для суммированного учета рабочего времени (неделя, месяц, квартал, год и т.д.).

Как организовать работу сотрудников с детьми во время карантина
Ирина Житковаруководитель группы экспертов MCFR Кадры
Законодательство не обязывает работодателя регистрировать больничные листы. Руководствуйтесь общими нормами делопроизводства.

Надомная работа

Еще один вариант — оформление выполнения работником работы дома, при наличии такой возможности.

Работа надомников регулируется Положением об условиях труда надомников, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 № 275 / 17-99 (далее — Положение № 275), а также коллективным и трудовым договорами. Обратите внимание, что нормы Положения № 275, которые противоречат законодательству Украины, не действуют.

Согласно конвенции Международной организации труда «О надомном труде» от 1996 года № 177 термин «надомный труд» означает работу, которую лицо выполняет:

  • по месту его жительства или в других помещениях по его выбору, но не в производственных помещениях работодателя;
  • за вознаграждение;
  • с целью производства товаров или услуг согласно указаниям работодателя.

Трудовой договор с надомниками — это своеобразный вид трудового договора о выполнении работы на дому, личным трудом из материалов и с использованием орудий и средств труда, выделенных предприятием или приобретенных за счет его средств.

Организация в надомных условиях трудовых процессов допускается только для лиц, имеющих необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки для выполнения данных работ. Обследование жилищно-бытовых условий граждан, желающих работать дома, производится представителями работодателя с участием представителей профсоюзного органа, а в соответствующих случаях — и представителей санитарного и пожарного надзора.

Запрещается поручать надомникам выполнение тех видов работ, которые создают неудобства для проживания соседей.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Кадровик-01"
logo